Как строят дороги
К 2016 году в Москве будет построено 340 км новых дорог и реконструировано 12 магистралей. Работы ведутся практически непрерывно — и днем, и ночью. Каждый не раз, наверное, видел, как рабочие в спецовках заливают и раскатывают асфальт на дорогах, но вряд ли задумывался о том, что из себя представляет весь процесс строительства дорог. Первый этап любого строительства (или реконструкции) — это, конечно, проектирование.
Затем проводятся геологические изыскания, во время которых становится понятной специфика рабочей зоны. На основании этих данных разрабатывается план строительства дороги. Также в процессе можно получить массу сопутствующей информации — например, выявить опасные для дорожного строительства природные процессы. Дальнейшие строительные работы условно можно разделить на такие этапы, как: подготовительные работы (например, вырубка деревьев, разборка ограждений и т.
п. ) земляные работы (вывоз или завоз грунта, укрепление земляного полотна, сооружение земляных насыпей и т. д. ) прокладка новых или перекладка существующих трубопроводов и необходимых коммуникаций, попадающих в зону строительных работ устройство оснований дорожного пирога (устройство подстилающего слоя изпеска, заливка основания изщебня или бетона) обустройство дорог и прилегающих к ним территорий, благоустройство (нанесение разметки, установка ограждений, дорожных знаков, бордюров, устройство ливневой канализации, освещение дорог и т.
п. ) природоохранные мероприятия (замена окон в расположенных вблизи дороги жилых домах, установка шумозащитных экранов вдоль дороги) Одним из важнейших элементов дорожного строительства является асфальтирование, когда на подготовленное основание земляного полотна (каменный или железобетонный скелет) распределяется асфальтовая смесь (в один или несколько слоев), затем она утаптывается — и дорога готова. От того, насколько качественной будет эта смесь и насколько профессионально будут проведены работы, во многом зависит долголетие той или иной дороги. Ведь верхний слой дорожного покрытия неслучайно называют слоем износа — ежедневно на него давит огромная масса проезжающих автомобилей.
А значит, надо сделать это покрытие крепким и долговечным. Укладка асфальта может производиться из различных материалов: асфальтобетона, литого асфальта, щебня, щебня с битумной пропиткой, гравия или пропитанного грунта и др. Зачастую при строительстве дорог используется битум или так называемые вторичные стройматериалы: асфальтовая крошка, битый кирпич и асфальтовый скол. Самым распространенным видом строительства является укладка асфальтобетона.
Асфальтобетон — это смешанные вместещебень, песок, каменная мука и собственно расплавленный асфальт. Эту начинку выкладывают на земляное основание в несколько слоев. Кстати, из-за многослойности дорожного полотна его зачастую называют дорожный пирог. Количество слоев зависит от различных факторов, но прежде всего — от предполагаемой транспортной нагрузки.
Примечательно, что щебень в нижние слои кладут более крупный, для того чтобы дорога была крепкой, устойчивой, долговечной. А в верхние слои засыпают щебень мелкий — это придает покрытию дороги такие качества, как высокая износостойкость и водонепроницаемость. Кроме того, благодаря наличию мелкого щебня поверхность дороги получается немного шероховатой, а это необходимо для того, чтобы шины автомобилей не пробуксовывали. Укладывают асфальт, как правило, при помощи специальной техники.
Можно сделать это ивручную, если позволяют объемы строительства. Однако чаще всего без асфальтоукладчиков при строительстве не обойтись. Ну а знаменитый каток, утрамбовывающий асфальт, делает поверхность дороги ровной, целостной и крепкой. Кстати, существует разновидность катка — виброкаток.
Его специальная технология заставляет сам каток постоянно вибрировать, что дает дополнительную утрамбовку, и асфальт становится более плотным и прочным. Еще один вид укладки асфальта — технология работы с так называемым литым асфальтом. Это такая же смесь, но приготовленная при очень высоких температурах плавления. Вязко-текучую смесь привозят к месту строительства в специальных контейнерах, сохраняющих температуру, и горячую выливают на место будущей дороги.
Литой асфальт пластичный, его легко укладывать, и не требуется дополнительное уплотнение. Дорога, сделанная из такого асфальта, выдерживает большие транспортные нагрузки, хорошо противостоит износу и коррозии от воздействия шипованых шин и противогололедных реагентов. Кроме того, литой асфальт хорошо поглощает шум. С появлением новых технологий строительство дорог постоянно совершенствуется.
Использование более современной техники и высококачественных материалов позволяет не только снизить стоимость строительства, но еще и гарантировать надежность и долговечность будущей дороги. Например, улучшается состав асфальтобетонного покрытия, благодаря чему дороги становятся более безопасными и прочными. Так, в смесь могут включаться компоненты, улучшающие сцепные свойства с автомобильными колесами — на таких дорогах водителям не страшен дождь или легкое обледенение. Или в битум добавляют специальные модификаторы — и в таком случае асфальтобетон при резких скачках температур будет меньше растрескиваться.
А модифицированный битум в сочетании с гранитными наполнителями и особыми добавками защитит покрытие от капризов природы, когда дороги то замерзают, то оттаивают, то снова замерзают, от чего их качество портится.